Версия сайта: Английский Русский
Микроэлементы в медицине
Международный научно-практический рецензируемый журнал
Вернуться обратно

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ НАСТОЯЩЕГО УЧЕНОГО, УЧИТЕЛЯ И ДРУГА ЛЕОНИДА МОИСЕЕВИЧА ШАФРАНА

Скачать PDF


18 января 2023 года на 87 году ушел из жизни Леонид Моисеевич Шафран, настоящий ученый мирового уровня, токсиколог, микроэлементолог, гигиенист, ведущий специалист по медицине транспорта, заслуженный деятель науки и техники, почетный работник морского и речного флота. Ученый высокого авторитета в вопросах науки и не только. Пожалуй, нет человека, который, узнав Леонида Моисеевича, не испытывал бы к нему уважения.

Его жизнь была яркой, насыщенной и интересной. Детство пришлось на войну – сначала эвакуация, потом сын полка и день Победы в Берлине. Учеба, служба, опять учеба, перерастающая в большую науку. Путешествия по нашей необъятной стране и по всему миру. Знакомство и дружба с удивительными людьми. И через все - любовь к морю. И служение науке.

Сложно выделить и сформулировать характерные черты личности Леонида Моисеевича - не потому, что эти черты тусклы или личность скудна. Наоборот, они впечатляющи и выпуклы на общечеловеческом фоне, просто их много, трудно выделить главное.

Скажем, необыкновенная работоспособность. Мало ли на свете трудоголиков, но Леонида Моисеевича нельзя назвать трудоголиком - он работал легко, без надрыва, не разделяя работу и отдых. Он отдыхал, работая.

Широчайший уровень интересов и увлечений: море и наука, корабли и путешествия. Поэзия и живопись.

Удовольствие от общения с людьми. Интересные знакомства, колоритные друзья. Ценность человека для него – не в общественном положении. Умный аспирант вызывает больше уважения, чем глупый академик. Спор с таким аспирантом полезен и увлекателен, с пор с глупым академиком бессмыслен и невозможен.

Уважение к чужим взглядам и убеждениям. Терпимость в хорошем смысле слова.

Самодурство — куда же без него… Но — до определенной черты. Да это и не главное. Так, черта характера. Теперь понимаешь, что прежние страсти, эмоции, обиды и восторги — это было не главное. А что главное? Личность. Глыба. Авторитет. Человечность. Энергия, неугомонность. Умение прислушиваться и воспринимать мнение других. Цельность и одновременно нецельность личности - развитие, непрерывное изменение, совершенствование и коррекция взглядов при верности не очень большому числу идеалов.

Самокритичность. Умение быть по-русски искренним и по-еврейски себе на уме.

Исключительная светскость, полное отсутствие религиозности, но при этом поздравление окружающих - кого с песахом, кого с православной пасхой; интерес к храмам и монастырям, понимание религиозного чувства.

Хороший руководитель. Чувство долга по отношению к своим, тем, кто ему доверился, кого взял под опеку. Доверие. Еврейская прижимистость и русская способность тратить большие суммы. Иногда - на неочевидные цели. И опять-таки понимание ценности людей.

Жизнелюбие. Удовольствие от окружающего мира во всех его проявлениях. От природы, от отношений с женщинами, а главное - от плодотворной деятельности ума, от взаимодействия интеллектов.

Честолюбие. Незаметная проверка упоминаний своего имени в ссылках; но в меру, без обид и с подтруниванием. Избегание интриг.

Культура. По-настоящему высокая человеческая культура. Теперь таких культурных людей не делают. Ощущение сложности и многомерности любого явления, любой ситуации. Диалектическое отношение ко всему.

Чувство юмора. Умение сохранять достоинство даже в неловких ситуациях. Способность принимать поражения без трагедий.

Понимание границ своих возможностей и трезвая оценка возможностей других.

Стремление самостоятельно решать личные проблемы, не посвящать окружающих в свои драмы и неприятности. Философское отношение к жизни и к смерти, но при этом горечь от быстротечности жизни.

Вокруг него всегда было много молодежи, учеников, последователей. Он мгновенно становился своим в любой профессиональной среде.

В последние годы микроэлементология и токсикология тяжелых металлов стали одним из основных направлений его научных интересов. Леонид Моисеевич до последнего дня был полон надежд и планов.

Смерть его стала ударом. Обыкновенная и неудивительная в силу возраста, она тем не менее вызвала опустошение в душе и настоящее горе. Ушел Учитель и друг. Ушел Ученый. Такие люди не забываются. Громадье трудов, совершенных им за долгую насыщенную жизнь, идей и представлений, заложенных в умы коллег и друзей, - все это обречено вечно влиять на нашу жизнь. И мысль об этом несколько примиряет нас с утратой.

Пыхтеева Е.Г., Большой Д.В.

Украинский НИИ медицины транспорта, г. Одесса