Микроэлементы в медицине
2016, 17(3): 8-13
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ СИДЕРОПЕНИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР)

Е.В. Жуковская1*, Г.П. Павлова2, А.Г. Румянцев1

1 Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, Москва
2 Детская городская поликлиника №10, Москва

DOI: 10.19112/2413-6174-2016-17-3-8-13 

РЕЗЮМЕ. В мировой литературе обсуждается влияние сидеропении на функционирование организма человека и животных, в том числе на нервную систему. Дефицит железа в первые годы жизни способен оказать негативное влияние на процессы постнатального формирования центральной нервной системы (ЦНС), что может иметь отдаленные последствия для развития ребенка. При развитии сидеропении в раннем возрасте снижается продукция миелина, образование g-аминомасляной кислоты, нарушаются процессы обмена нейромедиаторов, следствием чего может явиться интеллектуальный дефицит, сохраняющийся многие годы. Подтверждение влияния сидеропении на формирование симптомов поражения центральной и периферической нервных систем, в том числе нейрокогнитивных, дисрегуляторных процессов, основывается на клинических проявлениях железодефицитной анемии и латентного дефицита железа, результатах психологического тестирования. Принято считать, что широко распространенные дефициты железа, йода являются монодефицитами, т.е. обусловлены недостатком одного элемента. Однако более 200 белков гомеостаза железа не могут функционировать без соответствующих кофакторов: производных витаминов группы В, ионов меди, марганца, цинка и т.п. Учитывая существенную роль нескольких химических элементов в формировании нейрокогнитивных нарушений при сидеропенических состояниях, выбор препаратов для ферротерапии целесообразно рассматривать с позиций необходимости коррекции сочетанного дефицита микроэлементов. Прогноз исхода нейрокогнитивных нарушений, развившихся на фоне сидеропенических состояний, является относительно благоприятным на фоне своевременно начатой адекватно подобранной терапии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нейрокогнитивные нарушения, дети, дефицит железа, микроэлементы.

Адрес для переписки: Жуковская Елена Вячеславовна, E-mail: elena_zhukovskay@mail.ru

© Микроэлементы в медицине, 2015

top